Специализации
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Мировая экономика» в ГГУ им.Ф.Скорины
С 1998 учебного года в «Гомельском государственном университете» осуществляется подготовка по специальности «Мировая экономика».
Открытие новой специальности связано с большой потребностью предприятий и организаций Гомельской области, страны в целом в специалистах экономического профиля с углубленным знанием иностранных языков, мировой экономики и международных экономических отношений, методов развития и поддержания внешнеторговых связей.
Выпускающая кафедра – кафедра экономической теории и мировой экономики.
Присваиваемая квалификация — «Экономист».
Форма обучения | Срок обучения, лет | Вступительные испытания | ||
Дневная | 4 | Белорусский (русский) язык (ЦТ) | Математика (ЦТ) | Иностранный язык (ЦТ) |
ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Мировая экономика»
Выписка из образовательного стандарта ОСВО 1–25 01 03–2013 специальности «Мировая экономика»
4 Общие положения
4.1 Общая характеристика специальности
Специальность 1-25 01 03 «Мировая экономика» в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства», направлению образования 25 «Экономика» и обеспечивает получение квалификации «Экономист».
Согласно ОКРБ 011-2009 по специальности предусмотрены специализации:
— 1-25 01 03 01 «Управление внешнеэкономической деятельностью»;
— 1-25 01 03 02 «Внешнеторговая и коммерческая деятельность»;
— 1-25 01 03 03 «Социальное управление в мировой экономике»;
— 1-25 01 03 04 «Управление иностранными инвестициями»;
— 1-25 01 03 05 «Международные инвестиции»;
— 1-25 01 03 06 «Международное экономическое сотрудничество».
4.2 Требования к уровню образования лиц, поступающих для получения высшего образования I ступени
4.2.1 На все формы получения высшего образования могут поступать лица, которые имеют общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, подтвержденное соответствующим документом об образовании.
4.2.2 Прием лиц для получения высшего образования I ступени осуществляется в соответствии с пунктом 9 статьи 57 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
4.3 Общие цели подготовки специалиста
Общие цели подготовки специалиста:
— формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности.
4.4 Формы получения высшего образования I ступени
Обучение по специальности предусматривает следующие формы: очная (дневная, вечерняя), заочная (в т.ч. дистанционная).
4.5 Сроки получения высшего образования I ступени
Срок получения высшего образования в дневной форме получения образования специальности 1-25 01 03 «Мировая экономика» составляет 4 года.
Срок получения высшего образования в вечерней форме составляет 5 лет.
Срок получения высшего образования в заочной форме составляет 5 лет.
Срок получения высшего образования в дистанционной форме составляет 5 лет.
Срок получения высшего образования по специальности 1-25 01 03 «Мировая экономика» лицами, обучающимися по образовательной программе высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, может быть сокращен учреждением высшего образования при условии соблюдения требований настоящего образовательного стандарта.
Срок обучения по образовательной программе высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, в вечерней и заочной формах может увеличиваться на 0,5-1 год относительно срока обучения по данной образовательной программе в дневной форме.
5 Характеристика профессиональной деятельности специалиста
5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста
Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются:
— 64 Финансовые услуги, кроме страхования и дополнительного пенсионного обеспечения;
— 70 Деятельность головных организаций; консультирование по вопросам управления;
— 84 Государственное управление.
5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и научно-исследовательские процессы.
5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста
Специалист должен быть компетентен в следующих видах деятельности:
— организационно-управленческой;
— финансовой;
— инновационной;
— консультационной;
— предпринимательской;
— переводческой.
5.4 Задачи профессиональной деятельности специалиста
Специалист должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
организационно-управленческая деятельность:
— оценка процессов, происходящих в международной экономике, выявление тенденции и перспектив развития;
— проведение эконометрического анализа уровней развития стран, тенденций развития мировой торговли;
— использование элементов экономического анализа при организации практической деятельности на предприятиях;
— проведение анализа и разработка рекомендации по совершенствованию национальной стратегии развития страны;
— участие в проведении торговых переговоров с представителями зарубежных стран и международных организаций по вопросам вступления и процедурам деятельности международных организаций;
— оценка позитивных и негативных последствий сотрудничества государства с международными экономическими организациями, прогнозирование перспектив дальнейшего сотрудничества;
— владение приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала;
— оценка затрат и результатов деятельности организации;
— проведение экспертизы научно-исследовательских и проектных работ;
финансовая деятельность:
— разработка внешнеторговых контрактов и организация их исполнения;
— оценка финансового состояния предприятий;
— организация договорных отношений с банками по расчетно-кассовому обслуживанию, валютным безналичным расчетам, кредитованию и другим банковским услугам;
инновационная деятельность:
— разработка планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии и реализация их;
— осуществление экономического обоснования инновационных проектов;
— разработка нормативных методических документов в области экономики;
— самостоятельное использование современных компьютерных технологий для решения инновационных задач профессиональной деятельности;
консультационная деятельность:
— консультации по перспективным направлениям внешнеэкономической деятельности (ВЭД);
— консультации по оптимальным методам регулирования ВЭД и международных экономических отношений (МЭО);
предпринимательская деятельность:
— ведение переговоров, разработка контрактов с другими заинтересованными участниками;
— ведение коммерческих переговоров с иностранными партнерами;
— определение эффективности ВЭД;
переводческая деятельность:
— владение современными средствами телекоммуникаций;
— общение профессионального и социокультурного характера на иностранном языке;
— использование иностранного языка в качестве инструмента профессиональной деятельности.
5.5 Возможности продолжения образования специалиста
Специалист может продолжить образование на II ступени высшего образования (магистратура) в соответствии с рекомендациями ОКРБ 011-2009.
6 Требования к компетентности специалиста
6.1 Состав компетенций специалиста
Освоение образовательных программ по специальности 1-25 01 03 «Мировая экономика» должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:
академических компетенций, включающих знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться;
социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;
профессиональных компетенций, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
Специалист должен:
— АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
— АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
— АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
— АК-4. Уметь работать самостоятельно.
— АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).
— АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
— АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.
— АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
— АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
Специалист должен:
— СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.
— СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.
— СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
— СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.
— СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.
— СЛК-6. Уметь работать в команде.
6.4 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
Специалист должен быть способен:
Организационно-управленческая деятельность:
— ПК-1. Использовать основные экономические теории в профессиональной деятельности.
— ПК-2. Применять методы экономико-математического анализа и моделирования в профессиональной деятельности.
— ПК-3. Использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки экономической информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией.
— ПК-4. Использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
— ПК-5. Самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
— ПК-6. Работать с экономической и юридической литературой, законодательством.
— ПК-7. Анализировать и оценивать собранные данные.
— ПК-8. Определять эффективность направлений международной специализации.
— ПК-9. Осуществлять выбор оптимальных инструментов (тарифных, нетарифных, финансовых) регулирования внешнеэкономической деятельности.
— ПК-10. Исследовать зарубежный рынок и принимать решения о стратегии работы на нем.
Финансовая деятельность:
— ПК-11. Разрабатывать внешнеторговые контракты и организовать их исполнение.
— ПК-12. Оценивать финансовое состояние предприятий.
— ПК-13. Организовывать договорные отношения с банками по расчетно-кассовому обслуживанию, валютным безналичным расчетам, кредитованию и другим банковским услугам.
Инновационная деятельность:
— ПК-14. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям.
— ПК-15. Применять методы анализа и организации внедрения инноваций.
Консультационная деятельность:
— ПК-16. Консультировать по перспективным направлениям ВЭД.
— ПК-17. Консультировать по оптимальным методам регулирования ВЭД и МЭО.
Предпринимательская деятельность:
— ПК-18. Вести коммерческие переговоры с иностранными партнерами.
— ПК-19. Самостоятельно принимать решения.
— ПК-20. Организовывать работу исполнителей по достижению поставленных целей и задач.
— ПК-21. Обеспечивать поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.
— ПК-22. Ставить цели и формировать задачи в области МЭО, определять методы их решения.
— ПК-23. Анализировать поведение экономических субъектов.
— ПК-24. Применять методики управления.
— ПК-25. Оценивать эффективность управления.
— ПК-26. Определять эффективность ВЭД.
Переводческая деятельность:
— ПК-27. Владеть современными средствами телекоммуникаций.
— ПК-28. Вести общение профессионального и социокультурного характера на иностранном языке.
— ПК-29. Изучать литературу на иностранном языке по специальности.
— ПК-30. Использовать иностранный язык в качестве инструмента профессиональной деятельности: перевод и реферирование профессионально ориентированных и научных текстов, выступление с публичной речью, составление деловой документации.